стерео баланс против панорамы (bal vs pan)

Многие путают панораму в стерео аудио миксе с балансом (стерео балансом) вывода аудио.

На профессиональных микшерных пультах обычно присутствуют регуляторы pan (панорамирования между несколькими каналами)

в то время как на усилителях в основном бытовых присутствует общий регулятор громкости и иногда регулятор баланса.

 

В профессиональных усилителях просто стоит 2 регулятора громкости канала 1 и канала 2, что позволяет регулировать и громкость и балансировать каналы.

Так в чем-же различие?

 

Что делает регулятор стерео баланса?

Баланс регулирует громкость между каналом 1 и 2 независимо друг от друга путём уменьшения громкости в одном канале и увеличения в другом в пределах например 15дб.

В цифровых программах подобная регулировка может регулировать так, что например левый канал будет полностью громкий, а правый полностью станет не слышен, и самое главное что регулировка может быть линейной а может быть иной, в любом случае если представить цифровой регулятор баланса, выкрутив его на значение +50% от нулевого,  означает что левый мы уменьшим в половину, и услышим как 50% левого и правый как 100%, а если выкрутим в минус 100%, то правый мы услышим полностью а левый не услышим совсем.

Что делает регулятор панорамы?

Регулятор панорамы, не важно в аналоговом пульте или цифровой программе, если инженеры не перепутали значения терминов сами, а такое бывает, регулирует смещение звуков между каналами как-бы подмешивая противоположный канал.

Панорама в нулевом положении значит что мы слышим оба канала с той громкостью с которой они проходят через это место регулировки.

Панорама выкрученная на минус 50% от нулевого положение с условием регулировки от 0% до +/- 100% означает, что минус идёт в левый канал а плюс в правый и из этого следует, что мы слышим в левом канале смесь каналов как 75% левого, 25% правого, а в правом слышим 50% правого.

таким образом суммарная громкость не меняется, и составляет по прежнему 100% для левого, но уже 50% для правого.

В то-же время выкрутив рукоятку на +100% будет означать что в правом канале мы слышим и левый и правый ровными долями, 50% + 50% что составляет 100% громкости, а в левом не слышим ничего.

Выводы:

Таким образом смешивать и смещать звук между каналами одновременно без изменения значения громкости выходной громкости можно панорамой.

А регулировать значение громкости между каналами компенсируя например неоднородную громкость в левом и правом канале при записи допустим на стерео микрофон, если нужно расположить диктатора в центре воображаемой звуковой сцены, позволяет стерео баланс.